Четверг, 21.03.2019, 19:37

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ 

ДОБРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

                                                                                      

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
События [243]Анонсы [34]
Ссылки










Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
История создания и развития образовательной структуры Добровского района
 

 

Во многом наша духовность закладывается за ученической скамьей. «В начале жизни школу помню я...» - недаром сказал вели­кий Пушкин, подразумевая под школой врата учено­сти всему: и определенной системе знаний, и нравственности, и культуре, и любви к Отечеству.
Как складывалась система народного образова­ния в нашем крае?

1928 год, год образования Добровского района, ­дата памятная вдвойне. Осенью исполнилось 50 лет одной из первых земских школ. В 1878 году сель­ское общество Крутого выстроило кирпичное здание, и после уборки урожая начались занятия. Инициатором постройки школы и ее попечителем был священник Постников, он же и «законоучитель».Первым учителем в Крутом стал не закончивший курс Рязанской учительской семинарии А.Г. Фирсов. После Постникова - попечителем с 1885 года купец ­ землевладелец из села Волчье Г.А. Окороков, а законоучителем - В.В. Троицкий. Но вернемся назад...

По переписи 1862 года церковно-приходские школы на территории современного района были только в Добром, Каликине и Большом Хомутце, а учителей 1 0- 15. Немудрено, что даже сельские старосты попадались неграмотные и вместо подписи «прикладали» руки: в древности пальцы, обмакнутые в чернила, а в XIX веке вместо «рук» казенную печать. Отсюда и пословица: «Руки приложить».И царизм уступал: сперва пало крепостное пра­во, излишние рабочие руки из сел направились в го­род, а затем в 1864 году было принято «Положение» о земских школах с более обширной 3- годичной программой обучения, с общеобразовательными дисциплинами.
Одной из первых такая школа появилась в селе Ратчино. Деревянное здание на три отделения (класса) было выстроено обществом, и осенью 1874 года начались занятия. Первым учителем стал М.И. Заветов, выпускник Раненбургского духовного учи­лища, А самое первое училище появилось в селе Тру­бетчино в 1870 году по инициативе В.И. Васильчи­кова, который был председателем Лебедянского училищного совета. В собственном кирпичном двухэтажном здании в 1884 году была открыта Путятинская земская школа на три отделения учащихся, где первым учителем стал выпускник Рязанской духовной семинарии С.И. Заветов, с 1885 года у него помощник П.С. Соко­рев из Рязанской учительской семинарии. Впослед­ствии такие школы откроют в Кривце - 1885 год, в Замартынье - 1887 год, позже - в Порое и Преображеновке. На последнюю значительные суммы для постройки внес помещик Стрекалов
В разное время, до конца XIX века, земские шко­лы появились в селах Доброе, Волчье, Екатеринов­ка, Каликино, Панино, что отмечено в «Докладе» членов училищного Совета Лебедянскому Земско­му собранию о состоянии земских школ (училищ) в 1886 - 1887 учебном году. (Путятино и Ратчино вхо­дили в Раненбургский уезд, поэтому в документе не указаны).Там, где не было пока еще средств у земской управы для открытия своей школы, создавались церковно-приходские. В селе Горицы с 1882 года была церковно­приходская школа. Но только уже к 1896 году из сельской казны выделили средства на содержание земской. В этом селе пошли еще дальше: органи­зовали женскую школу, правда, только церковно­приходскую. Но к этому времени программы церковно-приходского обучения значительно расширены, продлены сроки занятий. Так что знаний здесь давали не меньше, чем в земской. Были женские школы в Большом Хомутце и Па­нине (наряду с земскими), Николаевке. И хотя ра­ботали они не регулярно, занималось в них по 6 - 8 человек, их создание стало большим шагом вперед в культурном развитии детей крестьян. Церковно-приходская открылась в 1890 году в селе Гудово, в 1895 - в Кореневщине и в 1898 году ­ в Махонове. В те же годы - в Лебяжьем, Филатовке, Чечерах, Николаевке.
Однако на конец XIX века в Каликине с населе­нием 5027 человек было грамотных 107 человек, или 2 процента, в Замартынье на 1690 жителей - 86 грамотных, в Добром на 3113 жителей - грамотных 153 мужчины и семь женщин. В Чудовской слобо­де Доброго на 1351 человек грамотных было 34 мужчины и 4 женщины, то есть 2,8 процента. Зато в Пушкарской слободе того же Доброго, где нахо­дились власти, жили мещане, купцы, грамотные со­ставляли 15,3 процента. В селе Трубетчино на 880 человек грамотных приходилось 80 мужчин и 3 женщины. В таких селах, как Филатовка, Панино, Гудово, процент грамотных - менее единицы, в Богородиц­ ком, Лебяжьем, Чечерах - 1 - 2 процента, в Борисовке, Кривце - от 2 до 3 процентов. В деревнях Ле­деневка и Рязановка (входила в состав Борисовки) - ни одного грамотного. В 1896 - 1897 учебном году больше всего уча­щихся было в земских школах (училищах) сел За­мартынье - 103, Каликино - 102, Доброе - 100 и Трубетчино - 88. Меньше всех - в Борисовке: 35. А самое большое число девочек - в Трубетчинской земской школе: 28 и в Добровской: 17.
При трех земских школах в том же учебном году организованы вечерние занятия для взрослых до 47 лет. В Добром их посещало 22 человека (из них 15 женщин), в Замартынье - 17 (9 женщин), в Панине - 79 (45 женщин).И еще один факт. Во всех земских школах рабо­тали библиотеки. Народные (общие) - при Больше -Хомутецкой, Волченской, Добровской, Замарты­новской, Каликинской, Кривецкой, Крутовской, ученические - при Борисовской, Екатериновской, Поройской, Преображеновской, Трубетчинской. Больше всего книг в Каликинской - 287, Кривецкой -282. Как достижение, статистика 1899 года указывала, что число грамотных призывников в армию за последние 25 лет составило по Лебедянскому уезду вместо 11 ,56 процента - 57,07.
За 1898 - 99 учеб­ный год свидетельств об окончании земских школ в Добром было выдано 19 учащимся из29 (5 девочкам из 16), в Большом Хомутце - 16 из 30 учащихся, в За­мартынье - 23 из 30. Только 3 свидетельства выдано в селе Махоново вместо ожидаемых37. Из девочек смогли получить законченное образование менее половины тех, кто начинал учиться. В начале ХХ века в Лебедянском уезде, куда входила большая часть современного Добровского района, на­ходилось 169 населен­ных пунктов, 68 из них совершенно не были охвачены школами. На все сельское население уезда в 107415 человек - 41 земская школа и 67 церковных, где обучал ось 2392 маль- чика и 348 де­вочек. В земских школах преподавало 23 учителя и 27 учительниц. Жалованье определялось по категори­ям школ: 150, 189 и 360 рублей в год. Для срав­нения скажем, что большинство «законоучителей» (священников) в школах получало от 120 до 360 ру­блей в год - это плюс к своим доходам от службы в церкви.
Подготовка учителей, работавших в земских школах, была довольно высокой: обучение шло не только в семинариях, но и в знаменитом Елизаве­тинском институте, Епархиальном училище. Старейшие педагоги конца XIX-начала ХХ века: М.С. Олерская, Н.И. Овсянников, А.Н. Андреев, Ф.И. Шовский, В.Ф. Харин, А.В. Дорофеева, Н.А. Алексеева, М.А. Неронов и Ф.А. Неронова, М.И. Никольская, А.С. Афонский, М.Н. Котов.
Немного подробнее о Федоре Гавриловиче Вет­ловском (1876 - 1943), который семнадцатилетним, окончив уездное училище с похвальным листом, стал работать в Хомяках. В 1895 году сдал экстерном на отлично экзамен на звание народного учителя, работал в селе Каликино, был инициатором строительства новой школы. Он был в почете всегда.
Царское правительство наградило его серебряной медалью «За усердие». Сразу же после Октябрьской революции его включили в отряд «Красных педагогов» и назначили инспектором Лебедянского уездного отдела народного образования. С 1919 года он возглавлял уездное ЧК по ликвидации безграмотности. Вся жизнь его отдана школе.
Варвара Николаевна Кохлевская (1871-1951) работала в Добровской средней школе почти до последних дней. В юности окончила Смольный институт благородных девиц в Петербурге, блестяще владела немецким и французским языками. Воспитала внуков и дала им высшее образование, подготовила учителей иностранного языка в нашем районе. А в конце XIX - начале ХХ века была гувернанткой в семье известного поэта Алексея Михайловича Жемчужникова, который со своими двоюродными братьями «создал» Козьму Пруткова. Вот откуда ее высочайшее знание классической литературы и русского языка. В Добром она была образцом интеллигентности, культуры и милосердия.
К 1927 году в Добром имелось 3 школы: 1 рай­онная, бывшая земская (230 учеников, пионерский класс), Чудовская (142 ученика), Березинская или Спасская (130 учащихся). Назрела необходимость открытия школы II ступени, то есть семилетки. Ходоками по этому делу в Тамбовский губернский исполком выступили председатель комбеда Ефрем Степанович Козловцев, крестьянка Евдокия Алексеевна Сдвижкова, член ВЦИК и педагоги – инспектор волоно Иван Михайлович Солнцев, имевший два высших образования - юридическое и филологическое, и Ольга Сергеевна Бахаева, учительница из крестьян, член ЦК Наркомпроса РСФСР. 14 октября 1928 года была открыта школа II ступени, в 1930 году ставшая ШКМ (школой колхозной молодежи). В том же 1930 году статус образцовой школы получила начальная школа (бывшая земская), ставшая незадолго до этого семилеткой. В 1928 году в районе было 27 начальных школ и одна (в Добром) школа второй ступени, действовали две библиотеки - в Добром и Борисовке. Через десять лет, в 1938 году, стало всего 36 школ (в том числе одна средняя в Добром), учащихся - 10305. За две пятилетки выстроено 15 новых школ. Работает 302 учителя. Среди выпускников учителей - 182, агрономов и зоотехников - 49, врачей и фельдшеров - 23, бухгалтеров и счетоводов - 25, учатся в институтах 47. Из 19 человек перво­го выпуска Добровской средней школы (1938 год) 8 учатся в ин­ститутах, 1 - в военном училище. В районе 39 библиотек. К 1930 году грамотность в Добровском районе составила 39,4 процента.
К 1941 году неграмотность ликвидирована.
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ